Кто возглавит Саратовскую область?

Президенту Путину и губернатору Радаеву пора решить или решиться сделать важный шаг
«Пора, мой друг, пора!»
Прошло почти три с половиной года как в Саратовской области был назначен новый губернатор. И не с улицы или другого края, а свой, родной, «народный», доселе занимавший второй по значимости пост в области- председателя областной думы. Пришёл тоже не один, привёл с собой лучшие головы думы, всё знающие, всех видевшие и всё понимавшие.
Наследие прошлого, как водится, отринули и начали новую светлую жизнь с чистого листа,
но не в чистом поле. Город Саратов не маленький и область размером с какое-нибудь европейское государство.
Что мы имеем ныне в сухом остатке, как говорят в народе.
Первоначальная стратегия развития области при губернаторе Ипатове определялась как инвестиционное развитие, при котором область называлась территорией инноваций.
При губернаторе был целый зам по инвестициям и министерство при нём, какое денно и ношно думало как привлечь в Саратов инвестиции для инноваций. Правда министр тот всё больше в Москве обретался, а сюда под занавес карьеры привёз умную барышню, какая почему- то не очень отличилась. Инвестиций было немного, про инновации тоже мало кто слышал. Зато долгов набрали прилично, за что прежний губернатор был подвергнут суровой критике и лишился своего места.
Что получила область в итоге: соглашения о строительстве пары металлургических заводов в Балаково, одного локомотивного завода в Энгельсе и много нескончаемых разговоров про несметное количество инвесторов желающих приехать в Саратов и осчастливить нас то ли инвестициями, то ли инновациями. Но зато к нам пришли супермаркеты и гипермаркеты в огромном количестве. Как мы без них жили раньше -просто трудно себе представить. Видимо те магазины и есть инновации, притом очень выгодные для их инициаторов, инвестиционно привлекательные.
Но авиационный завод ещё стоял на своём месте и «летающая тарелка» была на нём или в нём.
Пришедший губернатор Радаев объявил о смене вех и появился новый девиз области:
"территория развития" и тип развития был назван как инвестиционно- ресурсный.
Нам не объясняли куда делись инновации и почему их не надо, но приятное уху слово инвестиции оставили. По смыслу слова мы понимаем куда ветер дует- речь шла о развитии ресурсов, то есть, сырья, для которого, естественно, тоже нужны инвестиции, но совсем другие, чем для инноваций. И люди тоже нужны другие, как для инвестиций, так и для работы на новых предприятиях, какие будут созданы.
Означает ли сие изменение направления развития автоматическое списание всего населения области, какое раньше занималось инновациями, производством и наукой для него, нам не сказали, но всем понятно, что для добычи сырья и может быть, его какой-то переработки, те люди уже не сильно были нужны. Им не повезло с погодой или инвестиционным климатом.
Что сделано при новом режиме, уже можно посмотреть и подвести предварительные итоги.
Авиационный завод сравняли с землей, НИИ «Волга» обанкротили, КБ Промавтоматики отняли у собственников, наладивших нормальную работу в предыдущие годы, и использовали как ресурс для получения прибыли, но не нашей областью, а иными выгодополучателями, но при содействии местных.
Заводы в Балаково построили, но с сырьём возникли проблемы, нечего перерабатывать.
Завод в Энгельсе построили совместно с канадцами, но санкции и кризис поставили вопрос ребром: зачем он нам нужен, если свои российские заводы простаивают, вон «Уралвагонзавод» не сегодня завтра обанкротится, а у нас импортозамещение на кону и «Армату» надо делать. А тут какие -то канадцы, да ещё с очень сомнительной схемой инвестиций из офшоров, но с русскими деньгами, что из бюджета, и уж точно без инноваций- простая сборка из импортных комплектующих. Сильно смахивает на операции по отмыванию капиталов и прочие шалости чиновников из столицы.
Долгов, тем не менее, область набрала вдвое больше, чем при Ипатове.
Одним словом, полный пролёт и с инвестициями, и с ресурсами. А платить всё равно придётся, но неизвестно чем и как. Зато известно кому- всем жителям области и тем, кто остался без инноваций, и тем, кто остался без инвестиций и ресурсов или сам стал ресурсом.
Посему, на излёте половины срока, губернатор Радаев принял решение- поменять стратегию и девиз области. Теперь у нас девизом стало: «Саратовская область -вектор лидерства» и тип экономики. видимо: догнать и перегнать. Мы полагаем, что в качестве тех, кого надо догнать, выбрали Татарстан, какой уже давно где-то там, в глубоком отрыве и по инновациям, и по инвестициям, да и с ресурсами всё в порядке, не говоря про предприятия, каких там открылось достаточное количество за то время, что мы меняли девизы и лозунги, и искали инвестиции с ресурсами.
Приводя образное сравнение, мы похожи на тех сельских ребят из далёкого советского довоенного прошлого, какие мечтали о новых штанах (инвестициях и инновациях), но ходили в старых и рваных (использовали ресурсы), а когда те износились, просто скинули их и побежали нагишом навстречу солнцу (по вектору лидерства). Солнце вряд ли догнали, но хотя бы загорели, и то польза. Вот и мы, после всех стратегий, остались голыми и хотим догнать и перегнать солнце за горизонтом.
Блажен кто верует, но верится с трудом.
Где выход из кризиса. 
На сей вопрос уже дан ответ в статье «Бюджет, стратегия и временное правительство» (октябрь 2013 гола) и в других статьях на тему о кризисе в области, написанных за прошедшие 2 гола, поэтому, повторяться не будем, все статьи есть на сайте.
Но обстановка в мире меняется, посему имеются и корректировки курса. Поговорим о них.
В 2013 году лидерам страны Комитетом 64 был предложен курс на создание и развитие Великого Восточного Пути в глубины Азии, на Восток, где Россия должна играть одну из главных ролей, как идеолога и владельца основного ресурса- земли, коммуникаций и людей.
Прошло два года и мы видим что проект реализуется, не всегда так как мы предлагали, но его исполнение очевидно. Предлагая проект мы исходили из мысли о важном месте в реализации проекта Саратовской области, как важного узла пути, что могло дать нам определённое преимущество и очевидные выгоды в экономике. Но для того, чтобы войти в проект нам предстояло показать на что мы способны, каков наш ресурс в виде идей и людей, что наиболее ценно и важно, ибо то и есть ресурс, под какой привлекают инвестиции, потому что он способен давать инновации.
Что сделано в области для развития сего важного ресурса, нам очевидно. Ничего.
Проект Восточного пути реализуется Китаем, Казахстаном, теперь уже Индией и Узбекистаном, в составе России его активно лоббируют Татарстан и Башкирия, но только Саратовская область тихо топчется на обочине и всё ищет инвестиции и ресурсы бегая по Московским кабинетам с голой...
А караван уже идёт на восток, не взирая на лай и шипение со стороны запада и отдельных специалистов внутри России.
У нас нет иного выхода, кроме как успеть заскочить в набирающий скорость поезд, но для того нам надо сначала надеть штаны и приобрести билет, в качестве какого, полагаю, может быть появление в области вменяемого правительства, какое понимает важность задачи и сделает её своей стратегией без лишних пустых слов, на деле, а не на словах.
Нам надо найти свой золотой ключик от той двери, что откроет нам новый мир и новый путь. Но как в известной сказке про золотой ключик, та дверь откроется не всем, Карабасу- Барабасу и его свите там нет места. Такие правила в сказке. Надо измениться самим и заменить людей во власти, доверить корабль тем, кто чист руками и помыслами, думает не о своём кармане, а о Родине, малой и большой.
Если у Саратовской области есть какая-то перспектива остаться самостоятельным регионом, а не стать новым захудалым районом Самарской области или Пензенской, то сия перспектива неразрывно связана с развитием Восточного Пути, в создании чего мы должны стать активным участником со своим конкретным вкладом, какой будет интересен другим участникам. Найдём мы своё место в том деле, предложим то, что другим нужно, и они сего не смогут сделать сами, тогда получим место под солнцем, появится у нас шанс на выживание и достойное будущее. Не найдём сего места, нас ждут тяжёлые времена запустения и забвения, разрухи и разорения, контуры чего уже отчётливо видны в Саратове, не говоря про отдалённые районы области.
Вот такие у нас вектор лидерства и территория ускорения. Мы ускоряемся падая в пропасть небытия.
Что же нам делать.
Здесь вновь можно повторить известное выражение, какое не смотря ни на что работает, но не всех учит уму- разуму: каждый народ достоин того правительства, какое имеет.
Если кратко, то мы сами выбираем тех, кто управляет и мы сами несём ответственность за их результат и за нашу жизнь.
Если корабль несётся на рифы, а капитан ничего не делает, что должны делать пассажиры? Возможны варианты: продолжать пить кофе на палубе, брать спасательный круг и прыгать в море, предложить капитану поменять курс или отстранить капитана от управления и найти того, кто сможет провести корабль правильным путём. От выбора пути решения зависит будущее всех пассажиров.
Что делают саратовцы, мы видим по их делам. Одни продолжают пить и не только кофе, другие давно сделали ноги, остальные находятся в полузабытьи: вроде ещё живы, но уже ничего не делают.
Но кто-то должен сказать первое слово, за каким последует дело. Пусть даже им будет тот самый попугай из песни Высоцкого, сказавший: «жираф большой, ему видней».
Вот и мы скажем, что уже пора что-то делать, рифы близко, времени осталось мало.
У жителей Саратовщины есть несколько путей для исправления ситуации:
брать билет и валить куда подальше, что многие уже сделали, особенно из среды молодежи;
продолжать пить и тихо сливаться;
начать работать над ошибками и искать решения проблем.
Здесь возможно также несколько путей: пытаться помогать нынешней власти или предложить ей оставить место и уйти, дав дорогу другим.
Комитет 64, начав работу в 2013 году, пытался помогать власти находить решения, наши предложения по разным вопросам открыто излагались и отдельные из них даже использовались, но без ссылки на авторов и без какого-либо диалога.
При том власть продолжала безудержно использовать бюджетные средства не по назначению, не решая основные проблемы общества, и проводить бездумную политику в сфере экономики и социальных отношений. Мы устали ждать умных решений и начала исправления ситуации, и мы видим, что действующая команда саратовского правительства не способна проводить разумную политику на основе диалога с заинтересованными силами и лицами, а посему, остаётся одно средство- подвинуть капитана и найти другого, пока ещё есть время.
Имеются сведения, что мало желающих идти работать в нашу область из числа московских небожителей и сие правильно, народная мудрость гласит: не зная броду, не лезь в воду.
Лучше местных мало кто знает проблемы и пути их решения.
Но местные настолько повязаны «отношениями с друзьями», что рассчитывать на их независимую политику не приходится.
В чём же выход?
Наше предложение простое: губернатор Радаев уходит по собственному желанию вместе со всей командой и президент Путин назначает нового временного губернатора из «варягов», какой формирует переходное правительство на основе диалога со всеми заинтересованными и готовыми работать силами. Только так мы можем предотвратить крушение области как субъекта Российской Федерации.
Предложение сделано, пришло время совершать поступки.
В.И.Трофимов, Саратов, Комитет 64, 24.10.2015.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>