Великий Восточный Путь «Союз». Проблемы создания.

В феврале 2013 года в администрацию Президента России был направлен проект- концепция воссоздания цивилизационного центра на Востоке с участием России и под руководством России.
В качестве основы нового мирового центра предложен проект воссоздания восточного пути: движения товаров, людей, идей и ресурсов.
В прошлой жизни такой путь уже работал и играл важную роль в культурном обмене азиатских стран и отдельных стран Европы, а также был причиной и основой для создания мировых империй и мировых религий, финансовых кланов и межгосударственных союзов.
Направляя предложение в адрес президента автор не питал иллюзий относительно реализации проекта, но развитие событий показало, что жизнь  удивительнее, чем наши представления о ней.
Прошло всего 2 года и мы видим, что предложение не только нашло понимание, но и активно реализуются с такой же скоростью, с какой и предлагалось.
По сообщениям прессы решение о строительстве скоростной автотрассы с Запада на Восток через Саратовскую область принято и в этом году начнёт реализовываться с плановым завершением в 2018 году.
Учитывая такое развитие событий автор публикует проект для всеобщего обозрения.
Глобальный геополитический проект
 Великий Восточный Путь “СОЮЗ”
Программа возрождения России,
активизации граждан и организации объединения стран Евразийского Союза и ШОС  на основе единого проекта и общей стратегии.
Автор проекта: Трофимов Вячеслав Иванович, 
г. Саратов,
 Часть 1 Идея проекта.
Россия и страны бывшего СССР находятся на пороге выбора своей стратегии будущего развития. Самостийное существование не принесло никому особого успеха. Постепенно приходит понимание той потери, которую все понесли в связи с распадом Союза. Попытки выстроить свою тактику выживания показали, что мы никому особенно не интересны по отдельности, нас могут просто использовать в чьих-то интересах, но строить с нами долгосрочные планы не спешат. У наших стран не просматривается единой глобальной цели, поэтому, нет и долгосрочной стратегии развития.
В связи с этим сделана попытка предложить стратегический план развития России и глобальную общую цель для России и стран Центрально-Азиатского региона с перспективой развития и выхода за пределы этого региона с целью развития широкомасштабного международного сотрудничества.
Эта стратегия основана на ощущении общего прошлого и глубинных понятиях о наших общих традициях и мировоззрении, которые сильно забыты, находятся на уровне подсознания, и воспринимаются, в основном, пока интуитивно и бессознательно.
Не смотря на многочисленные разговоры в последнее время о Евразийской интеграции, сколь- нибудь значимых проектов не предложено. Нет системной идеи развития и методичного способа реализации. Опыт Китая показывает, что пока мы сотрясаем воздух бесчисленными прожектами, те, кто понимает куда и зачем идти, это просто делают, шаг ша шагом, день за днем, и достигают потрясающих результатов.
Пора и нам уже начать движение и делать это по-русски, то есть, быстро и решительно.
Мы долго запрягали, настало время быстро ехать.
В основе предлагаемого проекта лежит идея реализации единой программы, создания единого экономического пространства развития под руководством России, как организующей и управляющей силы нового Евразийского Союза, Азиатской державы нового типа, державы духа и силы, человеческого опыта и традиций, экономической мощи и технологического совершенства, государства будущего.
За основу взята концепция развития транспортных коридоров «Восток-Запад» и «Север-Юг» как системообразующих проектов, на основе которых возможна реализации новых интеграционных проектов в рамках ЕврАзЭс и ШОС.
ВВП союзЖёлтым цветом показан проект развития пути до 2013 г. МТК "Восток-Запад".
Синим цветом отмечена западная часть Великого Восточного Пути "Союз"  


1) Задача. Проект решает задачу создания базы для согласованного общего развития регионов Центральной России, России и стран ЕврАзЭс и ШОС на основе реализации общих проектов и образования единого пространства Евразийского Союза.
2) Результат. Постоянная реализация общих проектов -создание поля реального взаимодействия. Развитие инфраструктуры, транспортной сети, логистических центров, совместных промышленных проектов, инженерно- технологических и инновационных центров, технопарков и особых экономических зон, центров межкультурного и межцивилизационного взаимодействия, единой платежной системы и системы связи, увеличения созидательных контактов людей.
 Все эти составляющие создадут основу Евразийского Союза наполнят процесс интеграции реальным смыслом и содержанием. 
 Основными направлениями программы развития Российских регионов могут стать, проекты, дающие определенный экономический эффект, реализующие конкретные социальные программы и проекты или решающие проблемы в социальной сфере за счет работы на общую систему экономических отношений, общую цель. 
Все эти направления могут развиваться при условии увеличения территории распространения произведенной продукции и налаживания взаимного обмена с соседями по принципу дополнительности: что есть у одного -поставляется другому и наоборот.
Для этого нужен общий рынок и общая энергия развития и освоения пространства.
 Вывод: для коренного изменения ситуации необходимо поставить такие цели регионам, которые заставят их работать вместе, достигать общей цели, например: создать много рабочих мест, резко поднять уровень доходов населения, наполнять свой бюджет за счет стабильных поступлений от предприятий и предпринимателей, создать стимулы для развития предприятий, предпринимательской и иной созидательной деятельности. 
 Для достижения этого нужна глобальная, созидательная, объединяющая всех цель. Необходимо отдать приоритет созиданию, а не распределению и потреблению. В процесс развития нужно включить все регионы, когда за счет объединения усилий и взаимодействия будет достигнута общая цель и получены результаты каждым участником.
 Без общей цели всех участников (регионов) бессмысленны действия по налаживанию совместной работы, поэтому, не будет единства страны. Сейчас в стране падает роль единого управления (власти). 
 Конфуций сказал: «если нет общей цели -совместные планы не строят». 
 Часть 2 Реализация проекта 
В качестве направлений реализации программы действий предлагаем следующие:
  • реализация глобального международного Евразийского проекта, в который необходимо вовлечь многие регионы России, страны ЕврАзЭс, ШОС, Европы.
  • вовлечение в проект крупных государственных и частных корпораций и инвестиций под государственным управлением стран участниц. Создание общей единой инфраструктуры стран ЕврАзЭс- Евразийского Союза.
Развитие проекта будет иметь ряд практических результатов.
3.1. Совместное участие стран ЕврАзЭс и регионов России в создании и развитии федеральных и международных транспортных путей. Строительство, обеспечение и обслуживание путей.
3.2. Создание логистической сети на территории регионов стран- участниц.
3.3. Организация и обеспечение работы транспортно-логистических компаний нового типа, обеспечивающих реализацию задач логистики по всему маршруту определенного транспортного коридора.
3.4. Создание информационных систем и систем управления для транспортно-логистических задач федерального и международного уровня.
3.5. Организация производства оборудования, машин и механизмов для решения транспортно-логистических задач.
3.6. Подготовка научно-технических и производственных кадров для обеспечения решения всего комплекса задач. Подготовка кадров для управления глобальными проектами.
3.7. Создание различных институтов развития, обеспечивающих технологическое, управленческое, информационное и идеологическое обеспечение реализации программы: подготовка управленческих кадров, консалтинг, создание инновационных центров, технопарков, особых зон, центров сотрудничества и пр.
 Начальные условия. 
В настоящее время в России ведутся работы по созданию транспортных коридоров «Восток-Запад» и «Север-Юг», но участие многих регионов России, в этих проектах слабо просматривается, а если и есть упоминание, то только потому, что какие-то магистрали проходят по их территории. То есть, регион, область не присутствуют, как участники, в решении указанных вопросов, за них всё решают другие. Поэтому, до настоящего времени серьезных действий по использованию ресурсов областей, привлечению инвестиций и технологий для решения задач развития транспортного пути не имеется. Кто -то что-то решает, и как-то финансирует. Области имеют только то, что им дают.
В то же время в России и за её пределами ведётся серьёзная лоббистская работа регионов и стран по перетягиванию федеральных и внешних ресурсов в те регионы, которые понимают значение проводимой работы по созданию транспортных коридоров и ожидаемые выгоды от этого.
В качестве примера можно привести действия Татарстана, С-Петербурга, Казахстана и Литвы.
Указанные регионы и страны методично проводят линию по проведению всех работ международного значения исключительно на своей территории: создание портов, дорог, логистики, производства оборудования и пр. В связи с этим в создании транспортных коридоров имеются различные варианты, объяснимые не только с точки зрения удобства передвижения, но и с точки зрения исключительной выгоды того или иного региона и его возможностей лоббирования решения вопроса в свою пользу. Преобладает индивидуалистический и своекорыстный подход отдельных регионов и стран. 
 Международный транспортный коридор (МТК) «Восток- Запад»
По прогнозам экспертов, восточное направление к 2015 году будет иметь годовой товарооборот на сумму 300 млрд дол.
 Оценка существующих (базовых) проектов.

А) Автомобильное сообщение.
Господствующее ныне направление транспортного коридора (базовый проект): С-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Оренбург, Актюбинск, Шимкент, граница с Китаем.
Альтернативный вариант: Клайпеда, Каунас, Вильнюс, Минск, Смоленск, Москва, Пенза, Самара, Оренбург, Актюбинск, Шимкент, граница с Китаем, или Сибирский тракт, до портов Дальнего Востока (восточное направление),
Б) Железнодорожное сообщение
Санкт -Петербург, Москва, Казань, Самара, Оренбург, Актюбинск, Шимкент, граница с Китаем.
Альтернативный вариант: Клайпеда, Вильнюс, Минск, Москва, Пенза, Самара, Оренбург, Актюбинск, Шимкент, граница с Китаем (южное направление) или Транссиб, до портов Дальнего Востока (восточное направление).
Особенностями этих вариантов создания транспортного коридора является то, что они ориентированы в западном направлении на Балтийские порты, а в восточном направлении - на построенную в СССР автотрассу и железную дорогу через Казахстан: Актюбинск- Алма-Ата (центральный ход) и далее, до границы с Китаем (западно-китайское направление).
Основным выгодоприобретателем этих вариантов в Европе, вероятно, станет Германия, так как именно с её портами налажено морское сообщение по Балтике (паром Киль -Клайпеда и сообщение с портом С.Петербуга). Роль портов Германии возрастет, что позволит ей перехватить товарные потоки Роттердама, ориентированного на доставку товаров из Азии по маршруту через Суэцкий канал. При этом, Литва играет роль посредника, использующего выгоды от поставок между соседями.
К сожалению, приходится отметить, что Россия не смогла создать трансроссийкую автотрассу, аналогичную Транссибу, поэтому, теперь вынуждена пользоваться тем, что имеют другие. За последние 20 лет Китай усиленно развивал транскитайскую транспортную сеть, поэтому, сейчас России придётся ориентироваться на то, что создал Китай и возить товары до ближайшей границы с Китаем. Учитывая это, названные проекты транспортных коридоров заканчиваются на границе Казахстана с Китаем.
Аналогичную тактику принял и Казахстан, вложивший уже более 15 млрд. дол. в дорожное строительство и реконструкцию. Поэтому, задача России «упрощается»- скоро придется говорить о транспортном коридоре до границы с Казахстаном, дольше позаботятся без нас. Соответственно, и доходы от перевозок и транзита останутся у других участников процесса. В результате, уменьшится и роль России.
Таким образом, под видом интеграции в ЕврАзЭс и ШОС на территории России делается попытка реализовать геополитические проекты всего трех стран: Китая, Казахстана и Германии, которые и получат основную выгоду от их реализации. Россия в лучшем случае станет просто транзитным коридором (частью территории), который потребует, наверное, международного контроля по известным причинам- обеспечение безопасности поставок и защита от коррупции российских чиновников, а также, от терроризма и экстремизма. Вероятно, поэтому авторы действующего официального проекта настаивают на проведении маршрута именно по Татарстану, где уже сейчас появляется напряженность на национальной и религиозной почве. 
В России основными выгодоприобретателями существующих пректов являются С-Петербург и Татарстан. 
 Как видно из развития этих регионов- именно сюда направляются государственные инвестиции на строительство инфраструктуры.
Такой подход не приведет ни к интеграции, ни к достижению общей цели, поскольку цели у всех разные.
 Недостатки базовых проектов.
 Оба варианта ориентированы на достижение выгоды отдельными регионами и странами, которые активно лоббируют выгодные для себя маршруты и финансирование для их развития, часто в ущерб соседям и иным возможным участникам. Нет интеграции, но есть конкуренция и перетягивание ресурсов. Поэтому, имеет место пассивное противодействие и отсутствует активное соучастие других регионов в реализации проекта. За десять лет ни один из указанных проектов так и не реализован.
Трассы проходит по загруженным магистралям, либо по маршруту движения нет дорог и инфраструктуры.
Необходима перегрузка на морские суда в портах отправления в Европу, или перегрузка на автотранспорт в начальном пункте получения при движении в Азию.
Цель проектов- загрузка портов и прилегающих магистралей, а также, развитие отдельных регионов. Россия - просто транзитная территория, не играет существенной организующей роли.
Климатическая зона для автодорог неблагоприятная - суровая снежная зима с метелями- будут проблемы с заторами на трассе, дополнительные затраты по обслуживанию.

Продолжение следует...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>