Предложения гражданской палаты по совершенствованию общественной жизни, управления и предотвращению социальных конфликтов

Гражданская общественная палата предлагает. Улучшение общественной жизни. Профилактика социальных конфликтов.

Власть и общество

Губернатору Саратовской области
П.Л.Ипатову

Предложения Гражданской Общественной Палаты Саратовской области по усовершенствованию общественной жизни, управления и предотвращению социальных конфликтов

Уважаемый Павел Леонидович!
Развитие событий в нашей области делает необходимым обратиться к Вам с настоящим предложением, по причинам, изложенным ниже. Считаем своим долгом обратить Ваше внимание на эти обстоятельства и предложить посильное содействие в решении возникших проблем в интересах гражданского общества и области в целом.

1. Оценка ситуации

В Саратовской области сложилась достаточно взрывоопасная и чрезвычайно неблагоприятная для социально-экономического развития региона ситуация, которая привела к фактическому параличу власти в решении актуальных для общества вопросов, к замедлению развития области и, стагнации в экономической и социальной жизни, снижению активности граждан в политической и экономической сфере.
Власть балансирует на грани потери контроля над управлением, за которым может последовать социальный взрыв и неконтролируемые социальные акции протеста по примеру цветных революций в других странах, выступлений в арабском мире или массовых выступлений граждан СССР в начале 90-х годов, приведших к краху власти КПСС и развалу СССР.
Причиной вложившейся ситуации является длительное и непродуктивное противостояние между различными частями Саратовского регионального отделения партии «Единая Россия» ( в дальнейшем РО ЕР), которое выражается в открытом противоборстве между областной Думой и губернатором, организуемом руководством РО ЕР и его московскими покровителями в в лице В.В.Володина и партийных лидеров ЕР федерального уровня.
Бесконечные попытки отстроить под себя бизнес и политические силы региона в этой борьбе привели к сведению счетов с непокорными и неугодными предпринимателями, покровительству рейдерству с целью устранения неугодных и наказания отказавшихся от сотрудничества, расчистке политического и экономического пространства для «своих» сторонников, захвату определенными силами «центров прибыли и дохода» , в виде поступающих из бюджета средств или крупных инвестиционных проектов, сделали климат в области неблагоприятным для бизнеса и политической активности, что привело к массовому оттоку капиталов и людей из области и, и, как следствие, возникновению определенного недостатка политической и предпринимательской активности, пассивности избирателей, потере авторитета политической и административной власти всех уровней.
В таких условиях реальное управление экономикой невозможно и сводится к формальному исполнению нижестоящими структурами приказов сверху с их однозначным неисполнением по сути и последующим составлением недостоверных отчетов и предоставлением искаженных данных о работе.
В таких условиях все принимаемые управленческие решения не могут быть правильными и эффективными. Что еще больше подрывает авторитет власти и вызывает у населения неконтролируемую агрессию по отношению в ней.
В области фактически имеется только две силы: лагерь губернатора и лагерь представителей В.Вододина, и, по тем или иным причинам. его поддерживающих сил.
Балансирование между этими лагерями крайне неустойчиво, к тому же имеется явная склонность отдельных представителей лагерей к смене позиции и переходу из одного лагеря в другой.
Все сколько- нибудь независимое, не относящееся к указанным лагерям подавляется и разрушается с обеих сторон либо умышленно, либо по неведению.
В таких условиях найти выход из сложившегося состояния невозможно, поскольку выход -это явное и сокрушительное поражение одной из сторон, а это неприемлемо для участников конфликта.
В последнее время активность лагеря В.Володина явно возросла в связи с приближением выборов Госдумы и Президента РФ. Очевидно. что это направлено на какие- то планируемые изменения в региональном управлении в пользу инициаторов процесса.
Это может привести либо к окончательному поражению исполнительной власти региона и последующему краху регионального управления.
Либо губернатор найдет способ нейтрализации активности оппонентов и примет решения по восстановлению управляемости за счет неких неординарных решений, которые не смогут нейтрализовать ни оппоненты, ни сомнительные и неустойчивые союзники.

2. Возможные решения

В связи с создавшейся ситуацией в политическом пространстве области, вызванной диктатом одной политической силы и назреванием неуправляемого социального протеста необходимо в срочном порядке начать определенную работу по организации общественной жизни и направлению социальной активности в общественно-полезные дела, на создание новых общественных институтов и организацию их работы.
Одним из решений может быть ускоренное формирование третьей дружественной силы, которая не являясь явно афилированной губернатору стороной , сможет привлечь к себе часть активного населения и политических сторонников, которым надоели эти бодания. и тех союзников, которые по различным причинам предпочитали не участвовать в конфликте.
Формирование третьего общественного сектора, как самостоятельной силы, приведет к переформатированию политического пространства, в свете сложившегося противостояния, и позволит склонить чашу весов в одну сторону, не вызывая неадекватной реакции оппонентов, поскольку перетягивание сторонников в пользу третьей силы не влечет наступления фатальных последствий для проигравшей стороны. Внешне все будет носить характер обычного проигрыша на выборах, где общественность проигнорирует предложения проигравшей стороны и это приведет к её фиаско естественным путем, в связи с «утратой поддержки электората».

Для этого необходимо.
• Переформатирование общественно-политической жизни в Саратовской области за счет создание новых структур и правил с целью изменения баланса сил и устранения ступора политической активности граждан
• Повышение общественной активности, организация целенаправленной работы институтов гражданского общества в направлении улучшения работы органов власти и социальных институтов
• Изменение климата в экономических отношениях за счет активизации предпринимательской среды и изменения правил работы, уменьшения административного диктата и коррупции
• Внедрение инфраструктурных элементов инновационной экономики и информационных технологий в управлении социальными и экономическими процессами

3. Основными направлениями работы.

1. Организация работы новых общественных институтов.
К числу таких институтов относятся:
Координационный совет Гражданского Форума, постоянно действующий орган гражданского общества по взаимодействию с властью, общественными и политическим организациями области с целью координации и решения различных задач. Гражданский Форум –единая и независимая переговорная площадка для диалога власти и общества.
Гражданская Общественная Палата –независимый гражданский орган, выражающий мнение активной части населения, участник работы различных общественных институтов и переговорных площадок, организатор обсуждений и инициатив граждан по различным направлениям общественной жизни, выразитель воли части гражданского общества. Представители ГОП могут стать соорганизаторами работы Гражданского Форума в составе Координационного Совета.
Экспертный Совет при губернаторе (не путать с ЭС при правительстве области) по общественной оценке ситуации в области, последствиях принимаемых решений и актов облдумы, губернатора и правительства области, выработке стратегии развития области с учетом мнения общественности.
Иные общественные институты для решения конкретных задач и вопросов.

2. Организация работы новых инфраструктурных институтов

К числу таких институтов относятся

  • Информационно-аналитический общественный центр по сбору, обработке информации экономического и политического содержания для выработки правильной стратегии развития экономики и общественной жизни на основе сценариев развития и объективной оценки ситуации и тенденций. Цель- создание каналов для получения адекватной информации о состоянии экономики и эффективности принимаемых решений

 

  • Инновационный центр (негосударственный) — инициатор реализации различных инновационных проектов и программ для переориентации экономики на инновационный лад и ускорения формирования и развития передовых отраслей и направлений промышленности, привлечения стратегических партнеров и инвесторов в те отрасли, которые являются приоритетными для региона. Цель- уйти от сложившихся денежных потоков, «приватизированных» одной стороной и наладить приток инвестиций по иным направлениям, совместно с правительством области.
  • Общественный центр социальных новаций — реализация общественно значимых проектов за счет привлечения спонсоров, меценатов и прочих инвесторов с широким участием граждан, проведение просветительской работы среди населения, активизация социальных процессов и индивидуальной гражданской активности.

Создание и организация работы названных институтов позволит создать принципиально иную систему управления, свободную от влияния определенных сил, направленного не на оптимизацию работы хозяйства и на решение актуальных экономических и социальных проблем, а на достижения иных, прежде всего, конъюнктурных целей и задач, в угоду тактическим планам определенной группы лиц и их интересам.
В этом случае влияние негативных факторов на работу хозяйства и правительства можно свести к минимуму и организовать учет и контроль процессов управления на основе реальной оценки деятельности министерств и ведомств, реальной оценки ситуации в обществе и эффективности принимаемых решений, их влияния на происходящие процессы.
Без этого текущее состояние общественных отношений и управления экономикой не даст возможности получать объективную, достоверную и полную информацию о состоянии региона, что неизбежно приведет к неэффективности системы управления, потере контроля над системой и принятию ошибочных, неэффективных решений, которые могут использоваться определенными силами для нагнетания социальной напряженности и провоцирования нестабильности в определенных политических и экономических целях.
Необходимы планомерные и решительные действия по выстраиванию работы новых институтов и достижению поставленных целей, в противном случае, негативные процессы будут набирать обороты и приведут к потере управляемости и ослаблению власти через нестабильность и социальные конфликты, слабо управляемые или не управляемые вовсе. В свете явных тенденций к нарастанию социальной напряженности, потеря управляемости -это гарантия социального взрыва со всеми вытекающим последствиями этого.

Для сравнения, по исторической аналогии, на наш взгляд, аналогичная ситуация имела место весной 1917 г.- до и после создания Временного Правительства.

Гражданская Общественная Палата готова организовать работу в указанном направлении при условии предоставления финансовой поддержки со стороны правительства области или иных структур на любой приемлемой основе.
При Вашем согласии двигаться в предложенном направлении можем представить отдельные проекты в более детальном виде и предложить механизмы их реализации в режиме проведения конструктивного диалога.

В.И.Трофимов, председатель ГОП СО